Религиозные традиции жителей Маяцкого

Народы Хазарского каганата, в том числе и жители Маяцкого городища и селища, придерживались языческих воззрений на мир, природу. Лишь господствующая верхушка - каган и феодалы приняли иудейскую религию.

Яркое проявление язычества - амулеты, которые изготавливали из костей и зубов животных, некоторые амулеты отливались из бронзы. Верили они и в различные божества. Один из главных божеств был Тенгри-хан - великий бог неба и света. Ему посвящали деревья, строили капища, приносили в жертву коней.

На Маяцком селище было обнаружено капище-святилище: в большой квадрат площадью 52,6 квадратных метров встроен меньший квадрат, а в центральной части внутреннего квадрата выявлено ещё одно квадратное помещение. В самом центре - остатки большого кострища. У входа были замурованы черепа трех свиней. Подобные святилища с культом огня были широко распространены в тюркском мире в эпоху средневековья, они известны на Северном Кавказе, в раннесредневековой Болгарии.

Проявлением культа огня было тщательное вычищение очагов от золы, которую складывали в специальных местах для почитания и поклонения. Надочажная цепь считалась семейной святыней. У ченгушев и ингушей ещё недавно цепь играла большую роль в свадебном обряде. Человек, спасаясь от преследования, мог вбежать в дом и, если он успевал схватиться за надочажную цепь, он был вне опасности. Старые цепи никогда не выбрасывали и не продавали. Возможно, этим объясняется то, что на Маяцком селище до сих пор не было обнаружено ни целых цепей, ни даже их звеньев.