Новости

19 августа 2014 
"Если бы..." - выставка в рамках арт-резиденции в музее-заповеднике «Дивногорье»



 

Если бы

Если бы - пространство, где художник может создавать другие реальности, место для всего. Проект инспирирован замечанием Бориса Будена о пространстве «если бы»: «Пространство «если бы» - особая параллельная реальность и пространство актуальной художественной практики».

Художник использует пространство «если бы» как творческую лабораторию, и в этом смысле он - ученый, исследователь, первооткрыватель. И в конечном итоге - создатель реальной формы произведения. В этом лабораторном творческом пространстве возможно воздействовать на действительность. Наш мозг воспринимает пространство «если бы» как контролируемое,  значит - безопасное. Мы допускаем его в процесс познания и осознания. А значит, мы готовы принять его существование, дать ему оформиться, стать вещью. Художник - манифестатор этой формы, формы новой реальности, нового смысла.

Природа
Есть ли у природы свое пространство «если бы»? Использует ли природа в производстве разнообразных форм лабораторию воображаемого? Возможно ли, что художник и зритель и есть участники этой лаборатории? Один как первооткрыватель новой реальности, нового смысла в пространстве «если бы» и преподносящий его в форме художественного образа, другой - как приемник этого образа, реализующий его в действительности сначала в виде собственных мыслеформ, затем - в конкретном социальном материале.

Знание
Художник и зритель конечны. Пространство «если бы» не ограничено ничем, кроме персонального знания. Эти индивидуальные знания обусловлены и ограничены личным опытом, общим знанием, прошлым. Исходя из этих ограничений, мы прогнозируем будущее, которое оказывается очередным вариантом прошлого. Что в таком случае понимать под развитием? И в каком виде оно может существовать?

Место 
Музей-заповедник. Само слово антонимично. Музей открыт для посетителей, заповедник - территория закрытая. Музей - часть культуры, заповедник - часть природы. Как им взаимодействовать? На каких условиях соединиться? Разделение существует и на уровне управления: музей принадлежит Министерству культуры, его природная территория - Министерству природных ресурсов.

Неделимое пространство разделено искусственно, иллюстрируя современную раздельность культуры, знания, человека и природы. И эта внешняя раздельность тождественна раздельности внутренней - человеку так же трудно понять природу, как и себя.

Заповедник
Согласно современным требованиям международной программы МАБ ЮНЕСКО, есть требование к зонированию заповедных биосферных территорий и привлечению местного населения к управлению. Заповедник  должен обязательно иметь 3 зоны:

1.  Зона строгого режима охраны,

2.  Буферная охраняемая зона, где работают специалисты.

3. Переходная зона (зона сотрудничества) - территория активной жизнедеятельности человека.

Заповедник подобен пространству «если бы», которое охраняемо каждым внутри себя и доступно в зоне сотрудничества. Зона сотрудничества - пространство, где могут научиться взаимодействовать человек и природа. Как художник первооткроет зону сотрудничества, что он туда привнесет?

Лаборатория

Мне хотелось бы организовать творческий лабораторный процесс взаимодействия между природой и человеком, носителем знания и культуры в пространстве «если бы». Я рассматриваю этот проект как плановое исследование в настоящем времени. Как исследование роста семени в Космосе. В процессе уместно использование самых разных художественных инструментов познания и методик.

В результате меня интересует, что из рожденного в пространстве «если бы» будет принято и как осмыслено художником и зрителем, что выйдет за границы художественного образа и почему?

Может ли этот результат стать основой управляемого культурного ландшафта, опытом сознательного объединения знания, культуры, человека и природы?

Может ли он стать основой сознательного объединения знания, культуры и природы в самом человеке? Может ли это стать практикой понимания человеком себя в своей нераздельной цельности?

Процесс
Эстетика данного лабораторного исследования не предполагает препарирования природы, с целью получения уже существующих знаний. Лабораторное исследование проекта реализуется посредством создания необходимых условий и вдумчивого, внимательного наблюдения за происходящими процессами и реакциями. Это - анализ данных,  ответственная энвайронментальная селекция. Пространство «если бы» как чашка Петри, где формируется питательный субстрат из природного и художественного знания, в котором зерну будущей формы создаются условия для роста и развития.

Окажется ли жизнеспособным результат? Может ли он претендовать на посев в естественных природных условиях? Каким будет его развитие?

Яна Малиновская,
куратор арт-резиденции



← назад