Новости

19 августа 2014 
Работы участников художественного проекта «Если бы…»



Николай Алексеев

Раковина

Скульптура

Сталь, дерево, ракушечник

«Порой земля приносит случайным прохожим удивительные сюрпризы. Чтобы найти сокровище или исчезнувшую цивилизацию, нужно просто споткнуться о выступ породы у дороги. Скульптура дарит эту возможность прикоснуться к фрагменту чего-то большого и скрытого под толщей геологических наслоений. Скорее всего это руины того, что ещё вчера казалось будущим».

Геометрическая архитектурная форма из ракушечника (материал, которым облицовывали псевдомодернистские государственные здания в 1970-х и 1080-х годах), которая (форма) вмонтирована в естественный рельеф таким образом, что напоминает обнажившегося из-под земли огромного ископаемого моллюска.

Сырлыбек Бекботаев

 

Лист

Скульптура

Проволока, арматура

 

Что можно сделать в таком необычном и романтичном месте, как Дивногорье? У художника появился образ странного большого листа дерева, который без ветки и без ствола вырастает от самой земли. Здесь идет поиск связи тенгрианства и древнеславянской культуры, начинается разговор между объектами, которые раньше очень мало знали друг друга.

Бахыт Бубиканова

 

Арка

Инсталляция

Сталь, светильники на солнечных батареях

 

Возведение арок есть способ спрятаться. Человеку, привыкшему к городским рамкам и ограничениям, приходиться бороться с фобиями в открытом пространстве, которые уже является плодом нашего эволюционирования. Арка как символ победы человека над жизнью. Выстраивая их, он получает иллюзию, что это место принадлежит ему, и он заслужил право быть здесь или вообще быть. Здесь форма арок созвучна холмам, они не такие большие, под одной может уместиться один человек. Место успокоения для путника днём или световые арки, как маяки, ночью. Газонные фонари, такие привычные нам в городе, в холмах среди Див станут мистическими объектами, пришельцами или вечно строящимися инсталляциями, как символ присутствия человека в фильмах Феллини.

Дмитрий Венков

 

Квадрат

Видео

 

На каком расстоянии квадрат становится точкой?

Иван Горшков

 

Дворец двух крюков

Скульптура

Железо, сварка, бетон

 

Работа представляет из себя руиноподобное сооружение. Распиленный железный остов, как будто бы когда-то много раз переделанный, теперь напоминает нечто среднее между промышленным сооружение и природным образованием, между каркасом трансформатора и коралловым рифом.  
Это попытка погрузить нечто, похожее на уродливые отбросы, в безмятежность степей и придать этому стать древних руин. Эта скульптура о том, как комок обрезков превращается в дворец, а два влипших туда куска бетона - в его почтенных жителей.

Илья Долгов

 

Лесная Газета

Стенд газеты

Пластик, печать

Стенд со вторым выпуском «Лесной газеты», посвященной разрезам. Тропинка вдоль оврага - хороший пример разреза, на ней можно прекрасно ощутить то, что описывается в газете. «Лесная газета» - это художественный проект И.Долгова о природе, попытка заново её понять. Каждые полтора месяца на сайте http://forestjournal.org появляется новый выпуск. Иногда, как здесь у тропинки в Дивногорье, газета материализуется. Второй выпуск художественного проекта рассказывает о разрезах в природе, их свойствах и скрытых возможностях.

Елизавета Коновалова

 

Дневник Дона

Бумага, печать

Дневник-Дона - фотодневник, документирующий состояние реки ежедневно, в одно и то же время суток, в одной и той же точке. Наблюдение за изменениями цвета, фактуры, собраниями воды составляет предмет исследования. По итогам фотографии переплетаются в книгу.

Дневник Дона - второй том после дневника реки Инн. Каждый из дневников соответствует отрезку времени, которое я провожу в близости разных рек. Фотографии документируют течение рек и косвенно указывают на сопутствующие события.

Елизавета Коновалова

 

Птицы

Видео

 

Видео фиксирует маленькое событие - мерцание бликов воды на железном теле корабля.

Егор Кошелев

 

Разоблачение

Графика

Бумага, акварель

 

Ничто вокруг не является истинным в полной мере. Все воспринимаемое нами являет глазу лишь небольшую часть себя, подлинная же суть остается скрытой. Что, если область скрытого своей сложностью превосходит все мыслимые пределы, вдруг какое-нибудь банальное дерево или ничем не примечательный холм это лишь маскировочная ширма для микрогосударства, для целой тайной империи, скрытой от человеческого внимания? Я занялся полевыми исследованиями с целью выявления этой скрытой области и разоблачения скрываемых дивногорскими красотами секретов.

Андрей Кузькин

 

Место радости

Перфоманс, инсталляция

 

Дерево, акрил

Меня просят сочинить текст о работе, которая на сегодняшний день (16.08.2014) еще не сделана. Моя работа - это моя жизнь. Я задумывал этот куб без одной стенки как идеальное для меня место, в котором можно сосредоточиться и что-то почувствовать. Проблема в написании этого текста в том, что вы стоите перед чем-то уже свершившимся и поэтому - мертвым. Для вас оно уже произошло, для меня это лишь будущее, которого я не знаю. Этот временной зазор, отделяющий меня, художника  сегодняшнего и вас, зрителей будущего - вещь, которая, пожалуй, меня больше всего волнует.

Какие ты оставишь следы? Что сможешь ты передать другому? Да и нужно ли это? Вопросы остаются открытыми и каждый решает их самостоятельно.

Роман Мокров

 

Домой (совместно с Сергеем Муравьевым)

HD видео. Камера Артур Аванесян, монтаж Павел Жучков, 2012

 

"Не иди по течению, не иди против течения, иди поперек него, если хочешь достичь берега". Вантала.

Можно ли прожить ещё раз то, что совершилось почти сорок лет назад? Тогда двое ребят совершили небольшое путешествие: проплыли по речке на лодке из одной деревни в другую. Сейчас та же самая, но уже высохшая речушка становится своеобразной "машиной времени". Её стоит преодолеть в попытке увидеть и почувствовать то, что видели и чувствовали отцы. Отправляясь к истокам, растворяясь в них, пройти путь до конца. Превратиться в мальчишек, которые возвращаются домой, придумав себе для забавы увлекательное приключение.

"...Работа появилась под впечатлением путешествия многолетней давности. В путешествии участвовали два друга, отцы художников. Они взяли на лодочной станции лодку и отправились по маленькой речке Малиновке из города в деревню...

Советское время было благоприятным для местного туризма: существовало большое количество лодочных станций, баз отдыха, пунктов проката оборудования. Но после развала Советского Союза вся система краеведения и локального туризма была разрушена - на их место пришли открытые границы, появилась возможность путешествий в другие страны. Путешествия в соседний город или область в России стали никому не нужны. Призыв «Изучай свой край» звучал все тише, а потом и вовсе замолк. Современные молодые люди зачастую даже не знают окрестных лесов и деревень, собственную среду обитания.

...художники пытаются почувствовать те возможности «маленького путешествия» длиною в несколько километров, которое было доступно каждому около 30 лет назад, используя при этом самый «народный» вид лодки - надувной матрас. Сам акт повторения оказывается тщетной попыткой пережить отцовский опыт: река обмелела и превратилась в заболоченную канаву, заросшую кустарниками... Своей акцией художники пытаются реанимировать традиции отцов и тем самым оживить когда-то полноводную реку. Река здесь также является символом времени и памяти, которая сама вобрала в себя то далекое путешествие, впитала в себя всё, что происходило в то время, а художники опускаются в её воды, чтобы увидеть прошлое, как в магическом шаре", - Мария Обухова.

Иван Новиков

 

«Без названия»

Инсталляция

Бумага, темпера

Есть на опушках леса особые сакральные места, где происходят ритуальные практики, в некоторых религиях есть обряды подношений, оборачиваний в ткани культовых скульптур. Сам факт оборачивания является высшей степенью уважительного отношения. Я хотел сделать такое место.  "Укутывая деревья в искусство", я тем самым выказываю им уважение.  Со временем моя работа, разрушаясь, будет поглощаться природой. Тем самым природа апоприирует искусство.

Александр Повзнер

 

Плитка тротуарная с текстом

Элемент ландшафтной архитектуры

Цемент

 

На двадцати одной плитке нанесен контррельефом текст документа: ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНЫХ МЕСТ, ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫХ ЗАПОВЕДНИКОВ И МУЗЕЕВ-ЗАПОВЕДНИКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Одна плитка соответствует одной странице формата А4. Моя задача - художественными средствами обратить внимание на особенность Дивногорья. Сделать это, деликатно взаимодействуя со средой. Я использую уже имеющийся функциональный элемент ландшафта (дорожка, площадка), придавая ему дополнительную смысловую нагрузку и одновременно большую декоративность и выразительность. Работа предлагает быть внимательным, "смотреть под ноги".

Александр Повзнер

 

Идол

Скульптура

Цемент

 

В своей работе я обращаюсь к скульптуре как средству выражения идеи. В скульптуре меня прежде всего интересует форма (внутренние пропорции), поверхность (материал) и размер. В данном случае обращается внимание на формальное сходство кулера - аппарата для охлаждения и дозировки воды - с доисторическими истуканами. Выбранный для этой работы материал - белый цемент - усиливает названное сходство своей фактурой и цветом и рифмуется с местом, пространством Дивногорского заповедника. Форма и размер остаются исходными.

Илья Романов

 

Без названия

Графика

 

Я сделал в Дивногорье воздушного змея квадратной формы чёрного цвета (квадрат - древний символ земли, чёрный цвет - чернозём) с зелёным хвостом-лентой (зелёный - листва, флора). Кроме того, чёрный с зелёным - цвета флага зелёного анархизма. В процессе проекта я запускал змея и писал этюды окружающей природы с натуры в ареале его полёта.

Работа создана при технической поддержке А.Б. Романова.

Наталья Тимофеева

 

Идентификация

Инсталляция

Смешанная техника

 

Проект представляет собой серию указателей, выполненных в эстетике городского пространства, домовых знаков, адресных табличек, часто использующихся на домах и отвечающих за кодификацию места нахождения искомого объекта. Это идентификация места посредством использования городского знака, а также попытка выстроить маршрут, понятный и удобный каждому, где внедрение городского знака прямо указывает на потенциальную возможность «угрозы» перехода заповедной, природной полосы в городскую, индустриальную среду. Абсурдность встраивания языка ощущений в сферу городского знака гипертрофируется нахождением в заповедной зоне и указывает на искусственно созданный мир, процветание которого зависит от воли и желания людей. Выстраивая утопию посредством позитивных эмоций, мы создаем иллюзию счастья и внутренней гармонии, что часто не так. Говорят, мысль материальна. Пусть сбудутся все наши желания, сколь бы утопичными они ни казались.

Александр Угай

 

Муравейник

Объект

Цемент, дерево, сахар, проволока

 

Проект представляет собой полую конструкцию, состоящую из подземной и надземной частей. Объект и его пространства предназначены для насекомых в качестве среды обитания и взаимодействия (разрушения, деконструкции). Не являясь строго антропоцентичным, объект не подразумевает эстетических категорий и «неудобен» для гештальтирования и символизации. Находясь между хаосом и порядком, человеческим и не-человеческим, это пространство без фигуры организует пустоту формы.

Дмитрий Филлипов

 

Движение людей

Инсталляция

Баннерная печать, ткань

 

Специальный проект

 

Змея

Архитектурная форма. Комплекс для отдыха.

Дерево

Архидром

Сергей Аникин

Евгения Бабкина

Дмитрий Волгин

Александр Долбилов

Оксана Синицына

Дарья Егельская

Денис Федунов

Специальный проект

Древо Жизни

Архитектурная форма. Светильник

Дерево

Архидром

Анна Волкова

Вероника Христенко

Специальный проект

Конь

Инсталляция

Архидром

Анна Волкова

Специальный проект

 

В поисках Чевенгура. В поисках пространства.

Живопись, графика, каллиграфия.

 

Петр Жуков

Дмитрий Замятин

Дениз Сайкы

Максим Смиренномудренский

Николай Смирнов

Ирина Филатова

Проект приурочен к выставке «Метагеография», проходящей в рамках фестиваля «Чернозём». Участники проекта - кураторы и участники этой выставки. Метагеография - междисциплинарная область на стыке науки, философии и искусства. Возможные синонимы - философия ландшафта, философия пространства, поэтика пространства. В фокусе внимания художников  лежат проблемы восприятия и репрезентации ландшафта и - шире - пространства.

В рамках проекта художники работали в двух направлениях. Во-первых, каждый продолжил то направление, в котором он работает. Результат: новые холсты, серии работ на бумаге, геокаллиграфия, видео-арт. Второе направление связано с романом А. Платонова «Чевенгур». В свое время Дмитрий Замятин совершил экспедицию «К развалинам Чевенгура». Роман Платонова пронизан пространственными образами, по сути, пространство - второй автор этого произведения. Дивногорье - это Предчевенгурье, нахождение здесь невольно вводит Чевенгур в контекст художественных поисков.



← назад